Опорные школы как инструмент масштабирования образовательных возможностей — Болат Жамишев

# Статья
13 мая, 2025

Фонд «Қазақстан халқына» был создан для решения актуальных проблем казахстанцев в ключевых сферах жизни, дополняя государственные меры поддержки. Основная миссия фонда — оказание благотворительной помощи в таких областях, как здравоохранение, образование, социальная поддержка, культура и спорт.


В процессе определения приоритетных направлений в сфере образования стало очевидно, что особое внимание следует уделить улучшению качества сельского образования. Статистика последних лет подтверждает его ухудшение.


Исследуя проблемы сельских школ, было выявлено, что они сталкиваются с недостаточным материально-техническим оснащением, а также с низким уровнем подготовки педагогов или их дефицитом. Как следствие, сельское образование отставало от городского по ряду показателей. Это наглядно видно из ежегодного Национального доклада о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан. Согласно отчету АО «Информационно-аналитический центр» за 2018 год, качество знаний обучающихся сельских школ ниже, чем в городских: по грамотности чтения — на 38 баллов, математической грамотности — на 22 балла, естественно-научной грамотности — на 23 балла. По компьютерной грамотности сельские школьники отстают от городских на 70 баллов.


Для решения этих проблем в 2022 году была разработана инициатива «Развитие потенциала опорных школ в сельской местности», предполагающая создание сети из почти 200 опорных школ по всему Казахстану.


Плодотворный пример реализации этой модели продемонстрировал холдинг AITAS, который модернизировал пять школ в Восточно-Казахстанской и Акмолинской областях в рамках своего проекта «Сельская школа powered by NIS». Основатель холдинга Серик Толукпаев сделал акцент не только на материально-техническом оснащении школ, но и на повышении квалификации педагогов, создании комфортной образовательной среды для учеников и учителей. Специалисты Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ) активно делились своими методиками с сельскими педагогами, что способствовало обмену опытом и внедрению передовых образовательных практик.


Ключевым фактором успеха проекта, инициированного фондом «Қазақстан халқына», стало партнерство благотворительных организаций, бизнеса и государства, что позволило эффективно масштабировать его по всему Казахстану. Совместная работа с ОФ «Фонд устойчивого развития образования», Министерством просвещения, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и областными акиматами позволила модернизировать 135 школ по всей стране. В планах — обновление еще 56 учебных заведений.


Хотя проект функционирует относительно недавно, наши усилия уже дают результаты. Тестирование школьников показало значительное улучшение успеваемости, а педагоги не только освоили новые знания и навыки, но и получили необходимое оборудование для повышения качества обучения.


По завершении инициативы в 2025 году опорные школы планируется преобразовать в автономные образовательные учреждения. Это даст им возможность гибко адаптировать учебные программы под потребности местных учеников и привлекать дополнительные ресурсы для развития.


Следующим этапом работы фонда «Қазақстан халқына» и ФУРО стало развитие малокомплектных школ (МКШ), к которому мы приступили в прошлом году. Каждая вторая сельская школа в Казахстане является малокомплектной. Во многих таких школах в одном кабинете могут обучаться дети разных возрастов и классов. Такой формат приводит к нехватке квалифицированных преподавателей-предметников. Ограниченные возможности для выделения полной ставки специалистам затрудняют их привлечение и удержание в селах. 


В большинстве малокомплектных школ учителя вынуждены вести занятия по дисциплинам, для которых у них нет профильной подготовки, что негативно сказывается на качестве обучения. Кроме того, сельские педагоги часто лишены профессиональной поддержки, а районы — центров компетенции, которые могли бы служить примером для других школ.


Чтобы устранить данные факторы, мы запустили пилотный проект «Развитие потенциала малокомплектных сельских школ с использованием цифровых технологий» в Актюбинской области, который охватил 134 малокомплектные школы. В рамках работы в школах были обустроены цифровые классы для обучения, а НИШ разработал четыре модели развития, включая стриминг, онлайн-преподавание, создание комплекса опорной и магнитной школ, а также использование цифровых решений.


Таким образом, опорные школы начали выполнять роль центров компетенции для малокомплектных учебных заведений. Учителя из опорных школ проводят занятия для школьников из МКШ как в формате онлайн, так и офлайн, восполняя дефицит профильных специалистов. Ученики ближайших малокомплектных школ получают возможность посещать опорные школы для изучения отдельных предметов. Это позволяет создать систему взаимной поддержки, где образовательные ресурсы распределяются более эффективно, а качество обучения в сельских школах постепенно выравнивается.


Проект реализуется фондом «Қазақстан халқына» и Фондом устойчивого развития образования при поддержке Министерства просвещения РК и акимата Актюбинской области.


На заседании Правительства в декабре 2024 года итоговые показатели пилотного проекта были высоко оценены. Премьер-министр поручил масштабировать проект по повышению потенциала малокомплектных школ по всей стране.


Благодаря реализации этих проектов дети, независимо от места проживания, получают равные возможности для получения знаний и навыков. Создана система комплексной учебно-методической поддержки, которая помогает сельским школам внедрять передовые образовательные методики. В свою очередь занятия в МКШ стали более увлекательными и интерактивными благодаря использованию современного оборудования.


Особенно хотелось бы отметить, что те практики и методы, которые мы опробовали в рамках наших проектов, становятся ролевыми моделями для масштабирования на государственном уровне. Надеемся, что наши инициативы будут и дальше работать на сокращение разрыва между сельским и городским образованием, ведь постоянное повышение качества образования является необходимым условием для обеспечения конкурентоспособности страны на международном уровне.

Другие новости
# Опорные школы
08.05.2025
Samsung Electronics и ФУРО обеспечат новой техникой сельские школы по всему Казахстану
Samsung Electronics Central Eurasia и Фонд Устойчивого Развития Образования (ФУРО) подписали меморандум о сотрудничестве, в рамках которого планируется цифровизировать и улучшить условия образования для школьников сельское местности, а также реализовать несколько образовательных проектов
# Опорные школы
30.04.2025
Семинар: Развитие исследовательских навыков учащихся
С 21 по 29 апреля 2025 года филиал Центра образовательных программ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» провел учебные семинары по теме «Развитие исследовательских навыков учащихся» в рамках проекта поддержки опорных школ в сельской местности
# Статья
25.04.2025
«Год, который изменил все: как фонд достиг пятилетних целей за 12 месяцев» – Данияр Токтарбаев

Прошедший 2024 год стал важным этапом в становлении и укреплении фонда.


Во-первых, проект «Опорные школы» развивается стабильно. За год мы подключили дополнительно 56 образовательных объектов, доведя их число до 135, что позволило приблизиться к цели, поставленной на 2029 год — формированию сети опорных школ на всех административных территориях Казахстана. Это возлагает на нас ответственность за качественное завершение масштабной программы по опорным школам, обеспечение их дальнейшей устойчивости как института, а также определение нового вектора развития фонда.

IDSRC