Учитель – движущая сила равного доступа к качественному образованию – Ануар Жангозин
В своем Послании 2019 года Президент Касым-Жомарт Токаев обозначил серьезную проблему – растущий разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами. Главная причина — нехватка квалифицированных учителей на селе. В ответ на это Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ) совместно с Фондом устойчивого развития образования инициировали проект «Сельская школа: Powered by NIS», направленный на создание равных образовательных возможностей для всех детей страны.
В 2022 году благодаря поддержке фонда «Қазақстан халқына» проект трансформировался в масштабную инициативу «Развитие потенциала опорных школ в сельской местности». На сегодняшний день в проекте участвуют более 140 школ, а к 2024 году их число планируется увеличить до 200.
Мы не просто оснащаем школы оборудованием, но и создаем среду, в которой каждый ребенок получает доступ к качественному образованию. Особый акцент в проекте сделан на повышении профессиональных навыков педагогов, чтобы образовательный процесс соответствовал современным требованиям.
Масштабное исследование, проведенное НИШ, выявило ключевые трудности и потребности сельских школ Казахстана. Чтобы составить детальный портрет текущей ситуации, мы опросили 300 руководителей школ, 10 тысяч учителей, 4,5 тысячи учеников и 4,7 тысячи родителей.
Среди ключевых вызовов, с которыми сталкиваются педагоги сельских школ, выделяются необходимость углубления предметных знаний, создание четких маршрутов для профессионального развития и освоение современных информационных технологий. Немаловажной проблемой является сложность интеграции успешного опыта коллег в собственную практику.
Педагоги также нуждаются в развитии навыков рефлексии, анализа своей работы, мониторинга достижений учащихся и планирования учебного процесса, так как в обучении особое внимание уделяется индивидуальному подходу, где каждый ученик имеет свои цели и ожидаемые результаты.
Помимо этого, мы делаем акцент на улучшении профессиональной коммуникации между учителями, руководством и родителями, а также на важности конструктивной обратной связи.
Данные пункты легли в основу разработки направлений методического сопровождения и позволили наладить эффективное взаимодействие с педагогами и руководителями школ, а также улучшить качество преподавания в сельской местности. Повышение профессиональных навыков помогает преподавателям уверенно ориентироваться в учебных программах, глубже осваивать сложные темы и подбирать задания, способствующие раскрытию потенциала каждого ученика. Особый акцент сделан на развитие функциональной и цифровой грамотности, исследовательских навыков и эмоционального интеллекта.
В 2024 году в рамках проекта было:
- Охвачено 3885 педагогов.
- Проведено 256 мероприятий.
- 44 стажировки.
- 75 выездных сессий.
Комплексная работа по повышению квалификации педагогов и модернизации школ показывает высокие результаты. Мониторинг образовательных достижений выявил значительный прогресс: прирост успеваемости в 4-х классах составил 13,8%, в 8-х классах – 5,8%.
При этом выявлены зоны роста: четвероклассники испытывают трудности с логическими задачами и геометрией, а восьмиклассники – с алгебраическими выражениями и естественными науками. Для нас важно, чтобы учителя активно использовали данные мониторинга в своей работе, это поможет улучшить результаты учеников.
Опираясь на достигнутые результаты, мы выстраиваем дальнейшую стратегию развития. Она включает непрерывное совершенствование педагогического мастерства, создание комьюнити-центров в сельской местности, обеспечение школ высокоскоростным интернетом и укрепление профессионального сообщества.
Наша цель – создание единой образовательной экосистемы, где педагоги всего Казахстана смогут обмениваться опытом и инновационными практиками, способствуя повышению качества образования в каждом уголке страны.
Фонд «Қазақстан халқына» был создан для решения актуальных проблем казахстанцев в ключевых сферах жизни, дополняя государственные меры поддержки. Основная миссия фонда — оказание благотворительной помощи в таких областях, как здравоохранение, образование, социальная поддержка, культура и спорт.
В процессе определения приоритетных направлений в сфере образования стало очевидно, что особое внимание следует уделить улучшению качества сельского образования. Статистика последних лет подтверждает его ухудшение.

