«Маленькие школы — большие перемены» – Ералы Тоғжанов
В последние годы наблюдается отток населения из сельской местности. Почему люди уезжают из сел? В первую очередь из-за отсутствия комфортных условий для жизни. 60% переселенцев – это молодежь. Например, только в одной Актюбинской области в 2020–2021 годах из сел уехали 17 тысяч человек. Однако, даже если люди покидают села, их проблемы не исчезают — напротив, ситуация только усугубляется. Со временем закрываются школы, ухудшается инфраструктура, а затем село и вовсе перестает существовать. За один год в стране закрываются 75 сельских школ.
Чтобы удержать население в селах, необходимо обеспечивать людей работой, улучшать их социальное положение и создавать источники дохода. Одним из важнейших факторов является сфера образования. Однако даже если создать все условия, это не гарантирует, что люди останутся. Мы можем замедлить миграцию, но полностью остановить ее невозможно. Если в селе отсутствует качественное образование, родители, заботящиеся о будущем своих детей, все равно будут стремиться уехать.
Будучи вице-премьером, я инициировал в Жамбылской области проект «Ауыл аманаты». Позже, уже занимая пост акима Актюбинской области, я получил реализовать этот проект на региональном уровне. Вопрос развития сельского образования стал приоритетным. Возник ключевой вопрос: «Что делать?» Так появился проект «Bilim ALL», главная цель которого – повышение уровня образования в сельской местности.
Качество образования напрямую зависит от квалифицированных кадров, однако нехватка педагогов в сельских школах – одна из наиболее острых проблем. Ежегодно в каждой области не хватает около 200 специалистов, особенно по таким предметам, как физика, химия и английский язык. Чтобы восполнить эти пробелы, мы разработали специальную программу, в рамках которой определили образовательные показатели учеников и подготовили педагогов для онлайн-обучения. Исследование показало, что уровень знаний в малокомплектных школах на 15% ниже, чем в школах областных центров.
В 2023 году министр просвещения Гани Бейсембаев, увидев результаты проекта, объявил Актюбинскую область республиканским центром обучения малокомплектных школ. Уже в первый год реализации проекта разрыв в уровне знаний между сельскими и городскими учениками сократился с 15% до 10,3%.
Коллеги из Фонда устойчивого развития образования ознакомились с этим проектом и полностью его поддержали – не только на словах, но и на деле, обеспечив его значительным финансированием. Их опыт позволил выстроить систему взаимодействия между малокомплектными и опорными школами. В результате появился комплексный проект: малокомплектные школы начали обучаться онлайн, сельские учебные заведения стали объединяться вокруг опорных школ, а самое главное – была запущена программа повышения квалификации педагогов. Совместно с фондом «Қазақстан халқына» мы доказали, что качественное образование может дойти до каждого сельского ребенка. В таком проекте действительно была острая необходимость, поэтому я его безоговорочно поддержал.
Недавно Премьер-министр посетил село Бадамша в Актюбинской области, высоко оценил результаты проекта и поручил распространить его на всю страну. Особенно в нем нуждаются такие регионы, как Северо-Казахстанская и Костанайская области, где доля малокомплектных школ особенно высока. Поэтому его необходимо внедрять не на уровне одной области, а по всей стране.
Я убежден, что эти инициативы будут успешно реализованы на национальном уровне. Ведь развитие государства напрямую зависит от человеческого капитала. Реализуемые Фондом устойчивого развития образования проекты – это мощный инструмент его развития. Они обеспечивают основу для экономического роста, социальной стабильности, государственной безопасности и будущего процветания страны.
В этом году перед фондом стоят новые масштабные задачи. Мы будем работать в партнерстве со всеми заинтересованными сторонами, чтобы успешно реализовать инициативы по развитию образования в сельской местности. Я уверен, что совместными усилиями мы добьемся поставленных целей.
С уважением,
Сопредседатель попечительского совета «Фонда устойчивого развития образования»
Ералы Тоғжанов


