Новости ФУРО

Как меняются сельские школы Казахстана: реальные кейсы директоров

Как меняются сельские школы Казахстана: реальные кейсы директоров

На площадке международной конференции в области новых технологий в образовании EdCrunch состоялась кейс-сессия, посвященная проблемам сельского образования. Спикерами сессии выступили: Директор сельской школы Құлынжон Восточно-Казахстанской области Аралбек Берикулы, директор школы-гимназии села Алмалыбак Алматинской области Сауле Махамбетова, директор школы-гимназии города Аягоз Айнур Канапиянова и директор Фонда устойчивого развития образования Данияр Токтарбаев.
С какими проблемами сталкиваются сейчас люди, меняющие образование на селе? Как решать проблемы низкого профессионализма учителей и профессиональной подготовки, какой должна стать сельская школа в ближайшие годы, чтобы повысить качество предоставляемых образовательных услуг? Спикеры поделились своими кейсами решения подобных проблем.

По словам Сауле Махамбетовой, главная задача учителя и менеджмента школы создать комфортную и дружелюбную атмосферу в школе.

«Ребенок должен быть счастливым. Думаю, что потенциал ученика раскрывается в той школе, где ему комфортно, где его любят и где все честно. Ученик должен понимать, что его в школе ждут», - говорит директор школы села Алмалыбақ.

Спикер поделилась своей историей, где она столкнулась с нелегкой ситуацией: озлобленные родители, циничные дети, которые не делятся знаниями со сверстниками, и учителя, прошедшие обучение, при этом не желающие прививать знания и навыки ученикам.

«Я понимала, что нужно работать с ценностями, что между учителями, ученикам и родителями нет доверия. Мы создали школьную службу примерения, привлекли родителей, они выступали менторами наших детей. Учителя также выступали менторами не только во время уроков, но и вне учебного процесса. Теперь наше сообщество осознанных родителей выступает помощниками учителей в процессе воспитания и становления детей»,- говорит Сауле Махамбетова.
на фото - Айнур Канапиянова

С коллегой согласна и Айнур Канапиянова, директор школы-гимназии города Аягоз.

«Мы не должны забывать и про патриотическое воспитание детей. Национальная традиция, родной язык и знание истории остаются важными составляющими воспитания учеников», - добавила она.

Также Айнур Канапиянова рассказала об изменениях, которые произошли со школой два года назад. Школа-гимназия города Аягоз стала участником проекта «Развитие потенциала опорных школ в сельской местности», реализуемым Фондом «Қазақстан халқына», Назарбаев интеллектуальными школами, Фондом устойчивого развития образования и холдингом AITAS при поддержке Министерства просвещения Республики Казахстан.

«За последние пару лет наша школа сильно выросла во всех аспектах. Не последнюю роль в этом сыграли и курсы интенсивного обучения Назарбаев интеллектуальных школ, с которыми мы работаем в рамках партнерского проекта. Наверное, никогда родители учеников сельских школ не думали, что их детям с детства будут помогать определять жизненную миссию, цели и строить планы на будущее. Сейчас значительно вырос уровень учителя и перед глазами сельчан», - отмечает Айнур Канапиянова.
Аралбек Берикулы несколько лет назад переехал в село Құлынжон Восточно-Казахстанской области и стал директором малокомплектной школы. В своем выступлении спикер поделился принципами, которыми руководствуется в своей работе.

«Разница между городами и сельским образованием очень большая. Вопрос не только к знанию учителей, но и его человеческим качествам. Учителя в селях всегда были самые уважаемые. Но, к сожалению, порой встречаются факты, когда учителя собираются в школе совсем не с целью преподавания. Мы в школе устранили все посиделки, учитель теперь приходит заранее на урок. Также, в ходе опроса, мы поняли что есть учителя, которые не читали ни одну литературу. Над этим также нужно работать и прививать культуру обучения учителям», - говорит Аралбек Берикулы.

Спикер отметил, что в школах прививаются важные ценности, которые оставляют след на профессиональное становление ученика.

«Я бы хотел создать атмосферу, где ученики находились в эмоционально устойчивой среде. Уверены в своем будущем, знают свои навыки и знают, как их развивать», - говорит директор малокомплектной школы.
В свою очередь, Данияр Токтарбаев, директор Фонда устойчивого развития образования рассказал о том, как Фонд и партнеры решают вопросы нехватки кадров в малокомплектных школах.

«Наши партнеры из Интеллектуальных школ делятся опытом с опорными школами, сеть которых мы сейчас создаем. К этим опорным школам подвязываются магнитные школы. Это маленькие школы, с контингентом не менее 80 учеников. Опорные школы по четырем форматам обучаются в школах: первая модель – стриминг, когда все ученики теоретические знания получают в онлайн-формате, вторая модель – учитель опорной школы преподает в магнитной школе, а в третьем варианте магнитная школа помогает в преподавании, сопровождает процесс. И четвертая модель применяется в школах, которые не имеют доступ к качественному интернету. В этих школах на панели загружаются видеоуроки, и учитель ведет работу с учениками», - рассказал Данияр Токтарбаев.

По завершению кейс-сессии спикеры ответили на вопросы учителей и экспертов.

EdCrunch проводится с 2014 года. Цель конференции - представлять главные векторы развития в сфере образовательных технологий и возможности использования цифровых инструментов, трансформирующих процессы обучения. В этом году Холдинг AITAS выступил генеральным спонсором конференции, а Фонд устойчивого развития образования – генеральным партнером.